В этом мастер-классе я представлю свою танцевально-терапевтическую работу в рамках программы по социальной интеграции и улучшению качества жизни молодых людей с комплексными нарушениями развития. На протяжении нескольких лет я сотрудничаю с некоммерческими организациями в Канаде, цель которых помочь этим людям лет жить полной жизнью и быть равноценными участниками социума — обретать независимость, обеспечивать себя, защищать свои права, выстраивать социальные связи и поддерживать дружеские и близкие отношения.
У участников этих групп очень разные истории, нужды и диагнозы. То, что их объединяет — общие нарушения моторного, задержка интеллектуального развития, трудности с коммуникацией, эмоциональной регуляцией и социальной адаптацией. А также желание жить как живут обычные люди, строить планы и радоваться достижениям. В этом контексте методы ТДТ и EXAT позволяют решать следующие задачи: лучшее осознавание себя, своих потребностей и возможностей, творческое самовыражение, установление межличностных связей, включение в группу и преодоление социальной изоляции, переживание объединяющего опыта, развитие эмпатии, совместная деятельность, развитие доверия и способности к близким отношениям при сохранении здоровых границ в них. Также, большое значение для этих молодых людей имеет обретение независимости, возможность выбирать и самостоятельно принимать решения — эти идеи также находятся в фокусе нашего внимания.
Инклюзия, построение мостов вместо стен, предоставление каждому возможности быть увиденным и услышанным — все это, на мой взгляд, необходимость в мире, где существуют разобщенность, изоляция, репрессии, подавление свободы слова, маргинализация отдельных групп по причине их “инаковости”. Инструменты, которые есть у нас, представителей помогающих и творческих профессий, позволяют внести наш вклад в то, чтобы сделать этот мир немного более дружественным и человечным местом.
В данном мастер-классе я представлю опыт интеграции Танцевально-двигательной терапии и Expressive Arts Therapy (Терапии Творческим Выражением) для решения этих задач. Мы попробуем как работают для данной популяции метод Мэриан Чейз, упражнения для развития телесной осознанности, отзеркаливание, работа с ритмом и игры. Мы рассмотрим специфику выбора музыки, использование реквизита и возможность использования музыкальных инструментов, театральной импровизации и воображения.
Ведущая: Спивак Аяна